Книга Памяти Республики Коми т.4 стр.371


КОМИ ОЛЕНЕВОДЫ НА КАРЕЛЬСКОМ ФРОНТЕ

В очерке использованы воспоминания участника боев на Карельском фронте, Материалы госархива Республики Коми.

В годы Великой Отечественной войны 14 Армия Карельского фронта вела боевые действия на побережье Баренцево моря. Природные условия здесь суровы: голая, покрытая скалами, болотами и озерами тундра, длинные полярные ночи. Зимы с сильными морозами, буранами и метелями. Из-за глубокого снега автомобильные и гужевые перевозки часто прекращались на несколько суток. Надежным, а иногда и единственным, транспортным средством оказывались северные олени! Они выносливы, никогда не нарушают тишины, что исключительно важно в прифронтовой полосе и особенно в разведке.

Учитывая эти особенности, в ноябре 1941 года командованием 14 Армии были сформированы три оленьих транспорта, каждый из которых включал по 1000 оленей и обслуживался 140-150 пастухами и бойцами.

Обстановка на фронте требовала создания дополнительных подобных оленьих транспортных отрядов. Коми АССР получила задание на поставку фронту оленей и снаряжения для создаваемых отрядов. 25 ноября 1941 года на заседании Ижемского райкома ВКП(б) обсуждался вопрос «Об организации оленьих упряжек Архангельскому военному округу». Выло решено сформировать два оленьих транспортных отряда. Руководителями отрядов утверждены помощник начальника политотдела Мохченской МТС Василий Осипович Терентьев и зоотехник райсельхозотдела Михаил Николаевич Ануфриев, политруками были назначены мастер Няшабожской судоверфи Федор Федорович Терентьев и работник отдела милиции Иван Александрович Кузнецов.

Правлениям колхозов было предложено отобрать ездовых оленей для фронта по утвержденному заданию. В тундру выехали представители райисполкома. Председатель Сизябского колхоза «Трактор» Василий Александрович Артеев побывал во многих оленеводческих бригадах Бакуринского, Сизябского, Мохченского и Гамского колхозов. Было отобрано около 1200 оленей. Изъявили желание пойти на фронт с формируемыми отрядами и пастухи-оленеводы. Более тысячи голов были отобраны председателем колхоза «Комсомолец» А. Н. Вокуевым. 500 оленей выделил колхоз «Путь Ленина». Отбор был проведен и в других хозяйствах.

Только в 1942 году на фронт были мобилизованы из Ижевского района 179 квалифицированных оленеводов-пастухов. В состав олене-транспортных отрядов и олене-лыжных батальонов направлялись не только оленеводы, но и люди, весьма далекие от оленеводства.

Для пастухов, призванных в армию, в с. Сизябск организовали краткосрочные курсы. Занятия проводили работники районного военкомата, меди­цинские и ветеринарные работники. В колхозах ускоренным порядком изготавливали для отрядов зимнюю одежду и обувь, покрытые камусом лыжи, а в мастерских промкомбината — палатки, спальные мешки, сани-нарты.

В начале декабря 1942 года ижемские обозы тронулись в путь. Вместе с пастухами на фронт ехали многие речники Щельяюра, судостроители Няшабожа, служащие райцентра и рядовые колхозники. Для движения был определен маршрут. Первым отправился в путь отряд из Бакура. До Архангельска двигались по старой Пинего-Мезенской дороге. Каждый пастух вел закрепленный аргыш, состоящий из трех упряжек. На двух санях ехали мобилизованные на фронт люди. В иные дни транспорты покрывали расстояние в 60 и более километров. На шестнадцатый день отряды добрались до Архангельска. Здесь было сдано более 2700 оленей.

Сформированный отряд в Усть-Усинском районе вышел из деревни Лая 29 ноября 1942 года. В его составе было 310 воинов, 1629 оленей.

Формирование олене-транспортных подразделений (батальонов и рот) происходило вблизи Архангельска. Оттуда пастухов и других воинов, а также животных погрузили в вагоны, нарты и другое имущество — на платформы. Транспорты выгрузились на одной, из станций Карелии и поступили в распоряжение частей и соединений 14 Армии. Транспорты были распределены по дивизиям и бригадам.

Особенно напряженными для воинов, занятых на обслуживании олене-транспортных подразделений, были зимы 1942-1943 и 1943-1944 годов. Работа была поставлена так: едва стемнеет, как десятки оленьих упряжек направлялись на передний край. Транспорты увозили для обороняющихся под­разделений боеприпасы, колья, и проволоку для заграждений, продукты питания и теплую одежду. С рубежей обороны вывозили раненых и убитых.

Оленьи упряжки использовались для связи. Нередко бойцы на упряжках разыскивали в лесу и в тундре наши самолеты и летчиков, совершавших вынужденную посадку или летчиков, выпрыгнувших с парашютом. Подвозили горючее для самолетов. Если же самолет, из-за поломки не мог эксплуатироваться, разобранные по частям машины вывозили. На упряжках не раз транспортировали орудия и минометы. На дальние расстояния в разобранном виде, а на ближние лёгкие артиллерийские пушки устанавливали на специальные лыжи и так перевозились. Был такой случай. Перед наступлением к фронту двигалась батарея реактивных орудий «Катюша». Одна из машин застряла в снежных заносах. Артиллеристы к колесам приспособили лыжи, и с помощью четырех упряжек установка была доставлена на позицию.

Вражеские летчики с большим старанием, охотились за оленьими упряжками. Оленеводы стремились использовать для укрытий крутой берёг реки, склон горы или завести упряжку в лесочек. Но это не всегда удавалось. Обнаружив свежий след нарт, немецкие летчики по этому следу догоняли упряжки и всей огневой мощью пытались их уничтожить. Немало пастухов-оленеводов погибло, много было убито и оленей.

При обслуживании нужд воинских подразделений бойцы-оленеводы нередко попадали в трудные условия. Как-то на нескольких упряжках перевозились мины, патроны, термосы с едой. При крутом спуске на лед речушки у. одной упряжки поломались сани-нарты. Пока перекладывали груз, на что немало времени ушло, на передний край прибыли с большим опозданием. В обратный путь вышли под утро. Упряжки вскоре обнаружили два вражеских самолета. Оленей они уничтожили, тяжело ранен один пастух.

Известны многие боевые подвиги наших оленеводов-фронтовиков. Так пастух-оленевод. Федор Васильевич Чупров из деревни Гам Мохченского сельсовета на Карельском фронте не раз ходил в разведку. В декабре 1943 года участвовал в составе разведотряда в рейде по тылам противника. За участие в этом рейде Ф. В. Чупров награжден медалью «3а отвагу». В конце апреля 1944 года он с бойцами артиллерийского полка участвовал в другом рейде. Участниками его уничтожено два опорных пункта противника.

3. Ф. Канев из Бакура непродолжительное время служил во взводе оленьего транспорта, приданного полковому медпункту. Однажды с переднего края он вез тяжелораненого. Было темно. В темноте нарты за что-то зацепились и были поломаны, да так, что починить их было невозможно. Уложил раненого на лыжи и, утопая в снегу, он доставил его в медпункт.

Многих наград удостоен С. М. Терентьев из Бакура, принимавший участие во многих боевых операциях. В 1943 году он был назначен командиром взвода.

С. П. Шерстобитов — участник боев на Севере, уроженец Мурманска в годы войны был командиром взвода, в котором в основном служили наши земляки — ижемцы и уроженцы Усть-Усинского района, вспоминает:

— Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором задействованы до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд настигло шедшее резервное стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский (родом из Кипиева) не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: «Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!» Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали и вытягивали сани. Люди не пострадали и груз был спасен.

С. П. Шерстобитов тепло отзывался о воинах ижемских сел: «Мужеством и мастерством управления упряжками в условиях фронтовой обстановки особо выделялись ефрейторы Иван Иванович Чупров, Михаил Николаевич Артеев, сержанты Порфирий Леонтьович Хатанзейский, Федор Сергеевич Филиппов, Федор Николаевич Артеев и другие».

В летние и осенние месяцы олени выпасались на ягельных и травянистых пастбищах, а небольшая часть животных использовалась на вьючных работах, в основном, по перевозке боеприпасов.

Оленье-транспортные отряды успешно действовали в составе, войск Карельского фронта. Об этом свидетельствуют такие данные: только в частях 14 Армии с конца 1941 года до весны 1944 года, было вывезено с поля боя раненых и больных 10142 солдата и офицера, перевезено боеприпасов, продовольствия и других грузов более 17000 тонн, вывезено из тундры 162 аварийных самолета, выполнено много и других работ.

Кроме 14 Армии олений транспорт использовался и в 19 Армии, сформированной в 1942 году.


Н. Хатанзейский,
журналист