Книга Памяти Республики Коми т. 10 стр. 622

"СУВОРОВ ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
К 100-летию со дня рождения В.А.Малышева


Вячеславу Александровичу Малышеву, первому министру среднего машиностроения, исполнилось 100 лет со дня рождения. В 1978 г. издательство "Молодая гвардия" выпустило в серии "Жизнь замечательных людей" книгу "Малышев". Эта документальная повесть, пожалуй, единственный источник, по которому представляется возможность воссоздать образ этого человека.

Почти не осталось современников В.А.Малышева, которые работали с ним и могли бы о нем рассказать. Но все же они есть и помнят этого человека, тепло о нем отзываются.

Среди них - Андрей Михайлович Петросьянц, работавший в Минсредмаше первым заместителем министра (ему 96 лет), и Валентин Степанович Сумин, бывший помощник В.А.Малышева (ему 86 лет).

Наш спец. корр. встретился с В.С.Суминым, который проработал с В.А.Малышевым в качестве его помощника около 17 лет.

- Валентин Степанович, что бы Вы могли рассказать о Вячеславе Александровиче Малышеве?

- Я знал его с 1940 г. Чрезвычайно значительна роль Малышева в создании танковой промышленности. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Военные говорили о Малышеве, что "это Суворов танковой промышленности". Все ученые до того, как начали заниматься атомной тематикой, были вовлечены в другие оборонные проекты.

Вячеслав Александрович несмотря на свою основную занятость в правительстве страны был назначен сначала министром тяжелого машиностроения, затем возглавлял ряд других министерств и одновременно являлся заместителем председателя Совнаркома.

Это был очень организованный, дисциплинированный человек, немного жесткий, скорее - требовательный. Умел работать, когда надо было успеть сделать невероятно много. Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники.

Еще в годы Великой Отечественной войны появилась информация о работах с ураном-235. Малышев заинтересовался этой проблемой. Теперь известно, что еще во время войны такие ученые, как И.В.Курчатов, Ю.Б.Харитон, А.П.Александров и другие занимались этим проектом. После войны к этим работам был подключен и В.А.Малышев. Все работы велись под наблюдением Л.П.Берии.

Американцы и не думали, что мы сможем сделать атомную бомбу так быстро. Сразу после войны, 17 июля 1945 г. на Потсдамской конференции держав-победительниц, американский президент Г.Трумэн сообщил И.В.Сталину о наличии у США мощного оружия, тем самым, по наблюдению присутствовавших маршала Г.К.Жукова и У.Черчилля, приведя его в крайнее удивление. Джон Ф.Хогертон и Эллсуорт Рэймонд в книге "Когда Россия будет иметь атомную бомбу?", вышедшей в 1948 г. в Москве, прогнозировали, что создать атомную бомбу СССР сможет только в 1954 г. Как известно, с прогнозом они попали впросак.

Еще в ходе Великой Отечественной войны советские ученые занимались урановой проблемой. В декабре 1946 г. И.В.Курчатов с сотрудниками построили первый в Европе реактор и осуществили цепную реакцию, а в 1948 г. запустили первый промышленный уран-графитовый реактор.

Пуск этих реакторов и получение на первом из них ничтожных микрограммовых количеств плутония, а на втором - промышленных количеств подвели итог огромным усилиям геологов, горняков, металлургов и металловедов, химиков и радиохимиков, графитчиков, конструкторов и физиков-экспериментаторов. Уже в августе 1949 г. Советский Союз провел испытание атомной бомбы. С создания атомного оружия началось и развитие атомной энергетики.

- Что входило в Ваши обязанности помощника заместителя председателя Совета Министров СССР, министра среднего машиностроения СССР В.А.Малышева?

- Помогал ему готовить материалы к совещаниям в правительстве и коллегиям министерства, к встречам с учеными и к командировкам. Ездил с В.А.Малышевым на все военные объекты.

- Каков, на Ваш взгляд, вклад Малышева в развитие атомной промышленности?

- Организационная работа в развитии урановой проблемы играла громадную роль и решалась специально созданным правительственным органом, который возглавляли Б.Л.Ванников, А.П.Завенягин, В.А.Малышев, М.Г.Первухин.

Роль Малышева, как крупнейшего машиностроителя, в урановом проекте очевидна. О его заслугах не раз говорил И.В.Курчатов, отмечая, что Малышеву удалось мобилизовать сотни заводов, рудников, конструкторских бюро (в том числе бывших танковых, откуда пришел в атомную отрасль Н.Л.Духов - в Арзамасе-16 возглавил специальный конструкторский сектор, занимавшийся разработкой атомной бомбы) для работы над Атомным проектом. При участии Малышева началось строительство атомной электростанции в Обнинске, пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола "Ленин" (главный конструктор В.И.Неганов, научный руководитель создания атомной силовой установки академик А.П.Александров), в которое было вовлечено до 500 заводов Советского Союза. Его создание превратилось в очередную гигантскую опытную площадку новой технологии, стало экзаменом на зрелость для металлургов, машиностроителей, сборщиков. Возглавляя Министерство судостроения СССР, В.А.Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР.

Однако атомный ледокол "Ленин", начало строительства которого положил Малышев, увидеть на рейде ему не довелось. До того дня он не дожил несколько месяцев. И до запуска первого искусственного спутника Земли он не дожил. Но есть и его доля труда в быстрых темпах развития советской ракетной и космической техники.

- Были ли друзья у В.А.Малышева? С кем он общался?

- Это был человек государственный. И его друзья - это военачальники, министры, ученые, те, кто двигал науку, новые технологии. Он общался с Е.П.Славским, А.П.Завенягиным, Б.Л.Ванниковым. Он очень переживал, когда умирали его друзья, коллеги времен войны. В самом расцвете творческих сил, почти одновременно, с разницей в два - три года ушли из жизни Б.Л.Ванников, С.А.Акопов, И.Ф.Тевосян, С.И.Жук, М.В.Хруничев, И.А.Лихачев, А.П.Завенягин… Провожая двух последних своих современников по великой эпохе пятилеток и военной страды, Малышев выступал с траурной речью на Красной площади.

- А каким он был человеком?

- Это был очень добрый человек. Я уже говорил, что он был специалистом от Бога, подобно рыбе в воде чувствовал себя в технике и инженерном деле. Очень ценил ученых, а они отвечали ему взаимностью. Ведь сам он был очень умным, прозорливым человеком. И.В.Сталин называл В.А.Малышева главным инженером страны. Малышев был требовательным человеком, любил во всем досконально разобраться, любил все новое. Он присутствовал на всех испытаниях оружия, техники, ему было важно самому во всем разобраться, посмотреть, изучить происходящие процессы. Он был очень дотошным, скрупулезным человеком. Несмотря на запреты сразу после испытания атомной бомбы поехал в эпицентр взрыва. Он хотел во всем убедиться сам, чуть ли не пощупать. Это его бесстрашие, увлеченность делом привели к тому, что он "схватил" дозу радиации и рано ушел из жизни, всего в 54 года…

Создание и организация атомной промышленности - дело, за которое он с энтузиазмом взялся. Когда ученые завершали свои разработки, и их нужно было внедрять в производство, Малышев привлекал своих конструкторов-танкистов, а также машиностроительные, танковые заводы.

Рабочий день Вячеслава Александровича продолжался долго: с раннего утра и нередко - до часа ночи. Практически ежедневно он бывал в правительстве. А потом - аналитическая работа. Мы готовили обзоры иностранной литературы по техническим вопросам для него. Он знакомился с происходящим в мире по обзорам, переводам. Его интересовала вся информация, касавшаяся вопросов оборонного комплекса. Я помню, как он перед поездкой на научный симпозиум, который проходил в Англии, исписал всю записную книжку информацией об этой стране. Выписки были сделаны из самой разной литературы. Получилась своеобразная "энциклопедия" об Англии. Там было все: история, развитие экономики, состояние оборонной промышленности, культура. У меня остался этот блокнот, исписанный его рукой. Теперь храню его как память об этом человеке.

Это был очень динамичный человек. Одна из английских газет после его поездки на конференцию написала, что это "человек-динамо". Находясь в Англии, он ездил по заводам и предприятиям. Все это было близко, знакомо ему, как дом родной. Он любил бывать на предприятиях. Это было для него важнее, чем любой бумажный отчет.

Вячеслав Александрович был прямолинейным человеком. Как-то на заседании в правительстве у него произошла небольшая стычка с В.М.Молотовым. Тогда Малышев был министром транспортного машиностроения СССР. После войны танковое министерство, которое он возглавлял, было упразднено, и он занимался выпуском паровозов и тепловозов, оставаясь при этом заместителем у И.В.Сталина. На одном из совещаний Сталин спросил, нельзя ли на транспорте увеличить скорость движения. Он как инженер начал грамотно объяснять, что для этого надо увеличить давление на ось, есть соответствующие расчеты… А Молотов начал возражать. Тогда Малышев ответил ему: "Да что Вы понимаете в этом деле?" По-видимому, он затаил некоторую обиду на Малышева. В то же время в своих воспоминаниях он тепло отзывается о Малышеве как о практике.

А вообще Малышев очень любил людей. Всех знал и помнил по именам, отчествам. Хорошо относился к своим товарищам. Благодаря ему я смог окончить вечернее отделение металлургического института с отличием, хотя день был чрезвычайно загруженный. Но Малышев давал мне возможность учиться.

Он был хорошим семьянином, очень любил природу и восхищался ею, любил охотничьи маршруты. Любил землю, сам возделывал свой дачный участок в Подмосковье, сажал сосны, ели.

- А что Вам известно о его работе над проектом атомного подводного флота?

- В.А.Малышев побывал на всех объектах, на атомных подводных лодках. Его хвалили в правительстве, что он так быстро создал атомный флот. Вместо заклепок ввел автоматическую сварку. Он учил некоторых специалистов быть смелее, корил, что они боятся нового. Часто общался с академиком Патоном Евгением Оскаровичем.

- А как он относился к своим сотрудникам, подчиненным?

- Он был требовательным человеком и к себе, и к подчиненным. А от секретарей требовал, чтобы они не перекладывали бумаги на его столе. "Неодушевленные предметы не должны править человеком", - всегда повторял он. По его мнению, это самое последнее дело - искать, где что лежит.

- А каким было отношение к атомной отрасли при нем?

- Это была чрезвычайно закрытая тема. В то же время эта работа рассматривалась как очень необходимая. Все было засекречено. Информацию и про танки, и про испытания "зажимали".

- Вы вместе с Вячеславом Александровичем присутствовали на испытаниях атомной бомбы?

- Да, я присутствовал на испытаниях первой советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в августе 1949 г. Мы находились в 5-10 км от эпицентра взрыва. Нам выдали бинокли, их потом подарили всем участникам испытаний. Его я храню до сих пор. В первые секунды жар ударил в глаза, потом был грибообразный факел. Было много военных. Может быть, жестоко было в зоне взрыва держать животных. На овцах и козах испытывалось действие радиации. Я также присутствовал на военных учениях с реальным применением атомной бомбы на Тоцком артиллерийском полигоне.

- Вы работали с Малышевым в годы Великой Отечественной войны. Расскажите немного о его работе в те годы.

- В день начала войны Малышев являлся наркомом среднего машиностроения и заместителем главы Советского правительства. В годы Великой Отечественной войны он был главным танкостроителем страны: 11 сентября 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности во главе с В.А.Малышевым. Нарком судостроения и станкостроения А.А.Горегляд, директора Северного и Западного заводов М.Н.Попов и И.М.Зальцман, Ж.Я.Котин, а позднее и А.М.Петросьянц стали его заместителями. Первым документом военной поры, подписанным Малышевым, был план увеличения выпуска танков с 225-250 боевых машин в месяц до 100 в день. И уже к весне 1942 г. было достигнуто преимущество советских бронетанковых войск, которое сохранялось до конца войны.

За годы войны было выпущено много танков. Новенькие танки Т-34 уходили на фронт прямо с конвейера. Это был лучший по тем временам танк. Его макет как память о тех годах хранится у меня дома.

В 1946 г. Малышев, анализируя итоги войны, сделал вывод, что "наша танковая промышленность за годы войны прошла в области внедрения техники и технологии путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10-15 лет". Несмотря на трудности войны, на Восток были переведены сотни и тысячи предприятий. Правительство сумело выделить танковым заводам достаточное количество нового оборудования, что обеспечило создание базы для массового выпуска танков.

- Где находился кабинет Малышева во время войны?

- Работали в Москве. Наркомат танковой промышленности был эвакуирован в Челябинск, но мы там практически не бывали, все время ездили по заводам. Совнарком размещался в Куйбышеве, но Малышев и там не был. Мы постоянно курсировали между Нижним Тагилом, Челябинском, Горьким, Сталинградом. Поэтому кабинета как такового в те годы не было. В Сталинграде Малышев был уполномоченным Государственного Комитета Обороны по обеспечению Сталинградского фронта танками, снарядами, оружием. Там мы работали в самые тяжелые времена, в августе и сентябре 1942 г. Командование перебралось за Волгу, а мы оставались в Сталинграде. Получили медали "За оборону Сталинграда". У В.А.Малышева много военных наград.

- Вы бывали в семье Малышева, что можно об этом рассказать?

- Да. У него была очень хорошая семья. Супруга Татьяна Ивановна, три дочери Лия, Майна и Ольга. К сожалению, жива осталась только младшая дочь Ольга. Она сейчас на пенсии. У Вячеслава Александровича были братья. Их тоже уже нет. В семье были очень хорошие, заботливые отношения. И такое же заботливое отношение к людям, их окружавшим, сотрудникам, друзьям. С ними приятно было общаться.

- Что Вы думаете о сегодняшнем состоянии ядерной энергетики? Недавно вступила в строй Ростовская АЭС, ведутся работы по достройке других энергоблоков высокой степени строительной готовности.

- Прошу прощения, но, на мой взгляд, развитие ядерной энергетики происходит не в том темпе, не в том масштабе, как это было при Малышеве.

- Валентин Степанович, как после смерти Вячеслава Александровича сложилась Ваша жизнь?

- После смерти В.А.Малышева я оставался в Совмине СССР, был помощником Д.Ф.Устинова, А.А.Новикова и А.К.Антонова (Министерство обороны) и работал там вплоть до выхода на пенсию в 1987 г.

Беседу провела Елена Калиберда
"Бюллетень по атомной энергии". Декабрь 2002 г.