Книга Памяти Республики Коми т. 10 стр. 754



… ВРЕМЯ НЕУМОЛИМО ЛЕТИТ ВПЕРЕД

Отзвуки Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Число ее участников с каждым годом уменьшается. Прилавки книжных магазинов заполнены литературой на потребу современного и, прямо скажем, невзыскательного читателя. А литература о героических подвигах нашего народа тех военных лет уже не в моде. А ведь сколько осталось еще неизвестных и непрочитанных страниц о героических подвигах минувшей войны? По большому счету вся жизнь обычного человека того времени - подвиг! В этом очерке речь пойдет о простом советском человеке, жизнь и судьба которого не ординарна и именно она по-своему героическая.

Родители Ефима Удальцова были крестьянами. Окончив неполную среднюю школу, Ефим поработал токарем на заводе в г.Тбилиси. В 1941 году призвался в ряды Красной Армии. Началась Великая Отечественная…

Красная Армия нуждалась в летных кадрах. Ставка Верховного Главнокомандования издает приказ за подписью Сталина, из которого следовало, что ввиду нехватки летного состава в военно-воздушных силах необходима ускоренная их подготовка из числа авиационных механиков и военнослужащих, прошедших мандатную и медицинскую комиссию. Так определилась судьба Ефима Удальцова летчика. Он получил разрешение на поступление в Ейскую авиационно-морскую школу, которая готовила морских летчиков. Успешно закончив ее в 1943 году, он получил назначение в 47-й штурмовой авиаполк 11-й авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. 1943-й год стал переломным в Великой Отечественной войне, господство в воздухе постепенно перешло к вооруженным силам Красной Армии. Уже в первых боевых вылетах Удальцов показал себя талантливым и волевым пилотом. Всего через полгода по прибытии в авиаполк за храбрость и отвагу он был награжден орденом Красного Знамени. При выполнении разведывательного полета штурмовик Ефима Удальцова был обнаружен группой немецких истребителей, которые сразу же бросились атаковать его. В этом неравном бою он сбил два фашистских самолета, а третьего таранил. Ефим Удальцов сумел посадить поврежденный самолет на своей территории. В этом же году Е.Г.Удальцов назначается на должность заместителя командира эскадрильи.

… И вот роковой день 6 октября 1944 года. Командир соединения запросил у Е.Удальцова данные о наличии свободных экипажей торпедоносцев, которых можно было послать на выполнение срочного задания. Е.Удальцов доложил, что пилоты заняты, но что он может составить 3-4 экипажа из молодых летчиков и штурманов. Нужен опытный ведущий, - предупредил генерал. Ведущим полетел сам Е.Удальцов. Задание состояло в том, чтобы не дать уйти обнаруженному крупному вражескому конвою. Через несколько минут группа торпедоносцев, ведомая Удальцовым, покинула аэродром. Самолеты шли крыло в крыло. Показалось Черноморское побережье, изрезанное рельефом и заливами. Впереди по курсу шел вражеский караван. Удальцов дал первую команду перестроиться в правый пеленг. Торпедоносцы приняли боевой порядок уже в зоне обстрела. Заметив их, береговая артиллерия противника открыла шквальный огонь. Прорвав огневую завесу, самолеты легли на боевой курс. Теперь уже фашистский конвой встретил атакующих бешеным зенитным огнем. Конвой уже горел, когда зенитный снаряд попал в левый мотор ведущей машины. Она загорелась. Со снижением высоты Удальцов производит вторую атаку. Караван был потоплен, но ведущему не повезло, самолет начал стремительно падать. Удальцов пытался управлять самолетом. Считанные секунды и он на огромной скорости приводняется на зыбь морской волны. Еще несколько секунд и самолет разваливается на части. Штурман и стрелок-радист погибли. "Я остался жив, находясь в спасательном жилете, а потом потерял сознание, вероятно, из-за переохлаждения. Подобрал меня немецкий катер. Так я оказался в плену", - рассказывал Ефим Удальцов. Жена, Зинаида Николаевна, служившая в этой же воинской части фельдшером медицинской службы, неразлучная фронтовая спутница Ефима и боевые товарищи считали его погибшим.

"В плену к нам, офицерскому составу, человек 20, обращались снисходительно, но контроль был очень жестким", - рассказывал Ефим Григорьевич. "К побегу?.. Конечно готовились. Но бежать удалось только двоим. Его совершили на фашистском самолете "Хенкель" Девятаев и его товарищ заправщик самолетов. Оба были в нашей группе пленных. Предупреждая попытки повторных побегов, немцы перебазировали наш лагерь в глубокий тыл, во Францию.

… 6 марта 1945 года. В этот день Президиум Верховного Совета СССР присваивает Ефиму Григорьевичу Удальцову высокое звание Героя Советского Союза. Закончилась война. Освободила лагерь военнопленных, где находился Ефим Удальцов, американская армия. Американцы сразу же без каких-либо согласований передали военнопленных советским властям. Ефим Удальцов получил разрешение возвратиться в г.Тбилиси. Но по прибытии возникла проблема устройства на работу по специальности. Дело в том, что Министерством обороны запрещалось использовать в авиапредприятиях летчиков, побывавших в плену.

Решающую роль сыграла поддержка боевой подруги, верной, любящей жены Ефима - Зинаиды Николаевны. Женщина, прошедшая всю войну, награжденная орденами и медалями, она не дала ему сломаться. Ей не раз довелось ездить в Москву по вопросу трудоустройства мужа. Она обращалась в правительство, Министерство обороны, была у трижды Героя Советского Союза легендарного А.Покрышкина. В конце концов в целом вопрос трудоустройства летного состава такой "категории" был пересмотрен. Решающую роль в Министерстве обороны по решению трудоустройства летчиков, бывших в плену, сыграл А.Покрышкин. Их использовали в отдаленных от границы районах СССР и на самолетах, имеющих малые скорости и продолжительность полета. В 1947 году Е.Удальцов получает распоряжение о поступлении на работу по специальности в Главном Управлении ГВФ. Выбор предоставлялся небольшой - Республика Коми или Якутия.

Уже через несколько суток Ефим и Зинаида Удальцовы прибыли из солнечной столицы Грузии в снежную и морозную столицу Коми. Так Е.Г.Удальцов был зачислен в Сыктывкарский летный авиаотряд в качестве пилота самолета По-2. Начались мирные трудовые будни. Е.Удальцову пришлось побывать во многих районах Коми АССР, в том числе за Полярным кругом. Перевозил пассажиров, грузы, почту, выполнял санитарные задания с подбором площадки для посадки с воздуха.

В аттестации, которая проходила в летном отряде, командиром летного отряда Н.В.Неезжалым было отмечено: "… т.Удальцов Е.Г. имеет отличную летную подготовку. Четко выполняет правила полетов, инструкции по обеспечению безопасности полетов. Скромный, честный, обладающий большой силой воли человек". А вот что рассказывает его сослуживец по летной работе Юрий Александрович Бобылев: "Я пролетал с Ефимом на самолете По-2 более двух лет. Это очень добросовестный, честный человек, скромница… О том, что он Герой Советского Союза, я узнал в самый последний момент наших совместных командировок". В 1954 году Е.Удальцову разрешили переучиваться на самолет Ли-2. Гражданская авиация в те годы стремительно развивалась. В авиапарк Сыктывкара начали поступать комфортабельные, выполняющие полеты в любых метеоусловиях самолеты Ил-14. Е.Удальцов один из первых командиров начал переучиваться на этот тип самолетов. Ефим Григорьевич Удальцов проработал в Республике Коми 12 лет, до 1959 года.

…Наверное, каждая птица стремится на свою родину, к своему гнездышку, где она родилась. Эта мысль не покидала Ефима и Зинаиду Удальцовых, вернуться в края, где они родились, где прошло их детство. Главное Управление ГВФ разрешило перевод командира самолета Ил-14 Е.Г.Удальцова в Тбилисский авиаотряд. Вскоре Е.Удальцов переучивается на самолет Ту-104. В мирное время за самоотверженный труд, высокие показатели в социалистическом соревновании Ефим Григорьевич был награжден орденом "Знак Почета".

… Е.Г.Удальцов трагически погиб в 1973 году в аэропорту Домодедово… В день присвоения 11-й средней школе г.Тбилиси имени Героя Советского Союза Е.Г.Удальцова газета "Вечерний Тбилиси" писала: "Его фронтовая жизнь началась в 1943 г., после окончания Ейского училища летчиков. В авиационных частях Черноморского флота прославился мужественный летчик. Его храбрости и находчивости посвящались специальные боевые листки. На счету Е.Удальцова 116 боевых вылетов, во время которых им лично уничтожено 20 вражеских морских кораблей, четыре самолета, 6 танков, свыше 20 артиллерийских батарей и до тысячи солдат и офицеров противника".

Остается добавить, что работники Сыктывкарского авиапредприятия чтят память участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. В его музее в галерее героев войны и трудовой славы находится и портрет Героя Советского Союза Ефима Григорьевича Удальцова.


Владимир Макаренков,
заслуженный пилот России,
заслуженный работник РК